Порадовал хостинг:
22 апреля Госдума приняла законопроект "о блоггерах" в третьем чтении. Документ накладывает ряд ограничений на всех пользователей, на чьих страницах будет зафиксировано больше трех тысяч посещений в сутки.
15 апреля комитет Госдумы по информационной политике одобрил
поправки, в соответствии с которыми вводится учет блогеров. Кроме того,
по обязанности соблюдать законодательство их фактически приравняют к
СМИ. Все социальные сети под угрозой штрафов должны раскрывать
информацию о своих пользователях, чья суточная аудитория превышает три
тысячи посещений.
Поскольку поправки рекомендованы сразу ко
второму чтению, то положения закона существенно точно не изменятся — в
третьем чтении допускаются только технические правки. theRunet
рассказывает, что нужно знать о новом законе.
В российском
законодательстве впервые появилось понятие блогер. В новом законе этому
термину дается такое определение: лицо, размещающее открытую для
всеобщего доступа массовую информацию на персональном сайте (странице)
в сети «Интернет», если суточная аудитория доступа к такому сайту
(странице) составляет более трех тысяч посещений.
Что такое посещения
В тексте закона не говорится, что именно понимается
под термином посещения. В интернет-статистике посещениями принято
считать сессии, то есть множество заходов на сайт с одного и того же
устройства с определенной разницей во времени. Для Google Analytics
разными сессиями считаются заходы с разницей в полчаса, для
LiveInternet — в 15 минут. Впрочем, поскольку в законе напрямую
не дается определения «посещениям», то под этим понятием авторы
документа могут понимать и число хитов (просмотров страниц), и число
хостов (число уникальных IP-адресов, с которых открывали сайт).
Блогеры обязаны проверять достоверность публикуемой информации и «незамедлительно» удалять недостоверные сведения.
Всем
пользователям интернета с трехтысячной ежедневной аудиторией
запрещается скрывать «общественно значимые сведения», равно как и
фальсифицировать их. Что считать такими сведениями, в законе не
говорится.
Блогеры должны соблюдать правила публикации материалов о
выборах и референдумах, то есть не публиковать данные опросов за пять
дней до голосования. В день выборов запрещено публиковать экзит-поллы
вплоть до закрытия участков.
Блогеры обязаны следить за соблюдением законодательства, то есть не
распространять экстремистскую информацию, не раскрывать гостайну, не
публиковать оскорбительные высказывания, а также избегать матерных
выражений. Наказания за эти действия уже прописаны в других законах.
Блогеры
должны следить не только за тем, что пишут они сами, но и за другими
пользователями, которые могут написать что-то на их странице. Таким
образом, каждый блогер отвечает не только за свои посты, но и за любой
комментарий на своей странице.
Каждый блогер обязан указать на
своей странице свою фамилию и инициалы, а также адрес электронной почты.
Никакого наказания за невыполнения этого предписания законом пока не
предусмотрено.
Всероссийская перепись блогеров
Всех
блогеров занесут в специальный реестр. За перечень будет отвечать
Роскомнадзор. Ведомство разработает методику расчета суточной аудитории и
будет искать пользователей, у которых она превышает три тысячи
посещений в сутки. Как отмечается в проекте закона, добавлять блогеров в
реестр будут в том числе и по обращениям граждан.
Роскомнадзор
получит право запрашивать у «организаторов распространения информации»
(это, как и блогер, тоже новое понятие в российском законодательстве)
данные о личности каждого пользователя. Организатором распространения
информации считается «лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению
функционирования информационных систем и (или) программ», которые
используются для «приема, передачи, доставки и обработки электронных
сообщений пользователей». Как заявил глава комитета Алексей Митрофанов,
под это определение подпадают Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и любые
другие социальные сети в самом широком смысле.
Блог исключается из
реестра автоматически, если в течение полугода его суточная аудитория
не превышает трех тысяч посещений. Добиться исключения пользователь
интернета сможет и по собственному заявлению, которое можно подать после
трех месяцев, в течение которых на сайт заходили меньше трех тысяч раз в
день.
Как это работает
Роскомнадзор находит некий блог —
это может быть персональный сайт, страница в социальной сети и так
далее. Используя свою методику, ведомство вычисляет суточную аудиторию
блога. Если она превышает три тысячи человек, Роскомнадзор просит
«провайдера хостинга» или иное лицо, «обеспечивающее размещение
открытого персонального сайта», предоставить данные о владельце той или
иной страницы. Сведения должны позволить идентифицировать пользователя,
но их перечень в законе не приводится. На ответ у адресата Роскомнадзора
есть три рабочих дня. После получения информации от провайдера
Роскомнадзор уведомляет пользователя интернета о том, что тот является
блогером, и добавляет его в реестр.
Если провайдер не предоставит
сведений о пользователе, то для него положен штраф: до 50 тысяч рублей
для физических лиц и до трехсот тысяч рублей для юридических. Законом
также вводятся штрафы для «организаторов распространения информации»,
которых обязывают по первому требованию предоставлять Роскомнадзору и
сотрудникам правоохранительных органов информацию о всех действиях
пользователей.